takun_taran (takun_taran) wrote,
takun_taran
takun_taran

Воздушный цирк... Барона фон Рихтхофена


       Под впечатлением от Воздушных дьяволов, а особенно от просмотренного затем Ангелы Ада, «пришлось» ознакомиться еще с несколькими картинами на авиационную тему. Поскольку изначально упор в своем посте я делал на впечатляющие постановки воздушных сцен, которые оставили меня очень неспокойным и воодушевленным, то фразы собеседников в комментах наподобие «вот там-то тоже круто» не давали остыть и заставляли глотать и глотать дальше фильмы вместе с выхлопами ротативных двигателей.

Дополнительно произведенные полеты (в порядке очередности):
- Крылья / Wings (1927)
- Мужество (1939)
- Валерий Чкалов (1941)
- Красный барон / Der note Baron (2008)
- Полет / Flight (1929)
- Фон Рихтхофен и Браун / Von Richthofen and Brown (1971)

       Как я уже и сказал, внимание заострялось на качестве съемок воздушных сцен, а потом уже всем остальном. Ниже, следуя этому же приоритету, я и буду описывать отсмотренные картины. Но сначала хотелось бы рассказать про «открытие», которое я сделал лично для себя.
       В каждом фильме про Первую мировую войну (Ангелы Ада, Крылья, Небесные дьяволы) обязательно говорилось о каком-то Воздушном цирке (Flying Circus). Для меня же до этого времени воздушный цирк существовал только один. Монти Пайтона.
       Если обратиться к истории, этим словосочетанием обозначалась разновидность популярных представлений, в общем называемых барнстормингом, в которых демонстрировалось искусство управления самолетом. Отличие «воздушного цирка» заключалось в том, что трюки в небе выполнялись сразу на нескольких летательных аппаратах, вместо одного. Короче говоря, групповое представление, даваемое пилотами-каскадерами. Но это явление, во-первых, получило свой рассвет только в двадцатых годах, и, во-вторых, относилось к гражданской авиации. В некоторых фильмах же конкретно говорилось, что «воздушный цирк кого-то», то есть под руководством совершенно определенной военной персоны.
       Мозаика сложилась после Красного Барона. Это биопик о летчике-истребителе Бароне фон Рихтхофене, который считается лучшим немецким пилотом Первой мировой. В эскадрильи под его командованием летали многие германские ассы, а в раскраске самолетов подразделения использовался красный цвет для облегчения распознавания друг друга в небе. Фоккер самого Рихтхофена был полностью красный, отсюда и известное прозвище. Состав подразделения располагался в палатках, что позволяло обеспечить мобильность и непосредственную близость к линии фронта. Из-за этих отличительных особенностей, эскадрилью и назвали «воздушным цирком». После гибели Рихтхофена «цирком» командовал Вильгельм Рейнхард, а в потом и сам Герман Геринг.
       Не считая биопиков, прямо о Рихтхофене говорится только в Ангелах Ада, там показан и штаб-цирк, и сам барон, рассекающий на самолете с надписью: Rittm. von Richthofen.



       И еще один интересный момент. Во всех картинах про «самолеты» и Первую мировую, опять же исключая биопики, сюжет примерно одинаков. Кроме войны и военно-воздушных сил, основная фабула строится обязательно вокруг двух друзей (братьев, сослуживцев) и женщины, составляющих совместно известно какую любовную фигуру.

Переходим к кратким сравнительным рецкам:

1. Небесные дьяволы / Sky Devils (1932, реж. Эдвард Сазерленд, США)

       Два товарища-раздолбая, будучи призваны, скоро устают от однообразия службы и дезертируют. Добравшись до порта, они пробираются в трюм транспортного корабля, но уже в море выясняется, что судно под завязку забито военными. Друзей вылавливают, и чтобы не попасть под трибунал, они напрашиваются в ВВС. Мол, летать всю жизнь хотели!
Легкая комедия, местами очень задорная. Обратил внимание на сцену, когда служивые встречают даму легкого поведения, и один пытается начать диалог, пользуясь разговорником французского. Дама естественно начинает что-то быстро тараторить на своем языке, вводя пилота в ступор и заставляя пятиться. Прямо по Гришковцу, точнее Гришковец по…

       Военные летчики говорят про «Воздушный цирк», хвастаясь перед девицами. Все рассказывают одну и ту же дежурную историю, как во время рейда наткнулись на него и в одиночку завалили несколько штук немецких самолетов. Конкретно, чей цирк, не говорится.

       Фильм продюсировал Говард Хьюз, поэтому часть кадров воздушных массовок банальный копи-паст из Ангелов Ада. Много оригинальных ценных и красивых моментов. Например, полет вверх ногами около самой поверхности земли. В общем же, воздушные сцены заметно слабее. Часть съемок комбинированные.





Лучше кадра с бреющим вверх ногами сделать не получилась. В отличии от Ангелов, конечно, никакого шикарного ремастера картина не получила.






Это мы уже где-то видели :)


2. Крылья / Wings (1927, реж. Уильям Веллман, США)

       Немой голливудский эпик, получивший два Оскара. Главную женскую роль исполнила Клара Боу.
       Несмотря на заложенную в сценарий драматичность сюжета, картина совсем не напрягающая. Есть эпизод минут на двадцать, в котором главный герой, нажравшись шампанским, ходит в поисках «самых лучших пузырьков», которые, как ему кажется, поднимаются из любого предмета, стоит его только хорошенько потрясти.
Нагнетать напряжение призваны интертитры с пафосными фразами, богатыми красивыми эпитетами, но это не работает.
       В воздушных сценах практически все вживую, но «размах» широких планов и драматичность внутрикабинных съемок немного слабее, чем в Ангелах. С другой стороны, многие пролеты над местностью смотрятся интереснее и разнообразнее, а наземные батальные сцены монументальны. Здесь и танки, и громадная массовка. Раздражало лишь то, что ко всем подбитым самолетам на пленке подрисован огонь.
       В начале фильма понравилось использование «живой камеры», закрепленной на качелях, на которых катается влюбленная парочка.






Клара такая... м-м-м

Красафчег, пускает пальцем пузыри

"Чувак, это же сама Клара Боу сверкает своими..."

Массовка пошла!

Я сказал - массовка пошла!





Отличный кадр!

В фильме говорится про «Воздушный цикр» под руководством Графа фон Келлермана. Но, судя по раскраске бипланов, это есть Рихтхофен & Co :)




Самолет справа тоже "в шашечку"


3. Мужество (1939, СССР), Валерий Чкалов (полная версия 1941 года, СССР).


       Дилогия Михаила Калатозова. Она, как вы уже видите, здесь совершенно ни к селу, ни к городу. Другое время, другая страна, другая идея… Все другое. Сразу после дабл-фичера я ощущал только негатив. Первый фильм с глупым сюжетом и непримечательными полетами, второй с кондовым советским пафосом и суровыми комбинированными съемками. Спустя некоторое время освежил память перемоткой и реабилитировал Мужество :) Несмотря на то, что неодушевленный герой в кадре всегда один, живые кадры вполне захватывающи.




К сожалению, не в фокусе. На этом кадре каскадер вылез на крыло.

       Чкалов, в плане эффектов, убог. Относиться к картине в целом можно по-разному. В какой бы напыщенно героически-агитационной манере она не была сделана, но с точки зрения истории как самого кино, так и нашей страны с её конкретными героями в частности, она имеет место быть. Да, и Чкалов вместе с его непосредственным командиром получились весьма и весьма харизматичными. Но полеты ни к черту! Живых кадров в воздухе наберется не больше чем на пару минут. Они, действительно, впечатляющи, а от исполнения фигур высшего пилотажа захватывает дух. Но все остальное – откровенные комбинированные съемки, заметные даже самому непридирчивому зрителю. Сильная потеря контраста подложки убивает всю прелесть.

       Кстати, в угоду легенде, согласно которой Чкалов однажды пролетел под Кировским мостом в Ленинграде, летчик Евгений Борисенко повторил этот трюк для фильма. К сожалению, эти кадры также используются в качестве заднего фона, поверх которого снята модель биплана.




Кировский мост...

Валерий Чкалов

"Непосредственный командир" :)



Кадры со Сталиным из редакции фильма 1962 года были вымараны

На протяжении всей сцены я ждал, когда Иосиф Виссарионович возьмет этот земной шарик и начнет с ним танцевать, как Великий диктатор :)






Подобные крупные планы восхищают!


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Tags: кино, обзор, романтика-самолеты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments